Минивэн
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/25/Renault_Espace_IV_Phase_II_2.0_dCi.JPG/250px-Renault_Espace_IV_Phase_II_2.0_dCi.JPG

Минивэ́н (англ. minivan — «небольшой фургон») — легковой автомобиль с однообъёмным кузовом бескапотной (реже вагонной) или полутораобъемной компоновки, обычно с тремя рядами сидений. Кузов минивэна всегда выше, чем у обычных грузопассажирских кузовов легковых автомобилей типа универсал и хетчбек, так как основное потребительское свойство минивэна как раз и состоит в максимальном увеличении внутреннего объема салона, а также в возможности трансформации салона за счет складываемых легкосъемных (иногда поворотных) пассажирских сидений. Доступ к третьему ряду сидений осуществляется через задние сдвижные или распашные пассажирские двери. Ранние модели минивэнов часто ограничивались единственной задней пассажирской дверью, соответственно, по правому борту для правостороннего движения или по левому для левостороннего. К классу минивэнов относятся автомобили с количеством пассажиров не превышающим 8 (с водителем 9 мест). Автомобили с бо́льшим количеством пассажирских мест относятся к микроавтобусам. За последние 20 лет минивэн прочно занял потребительскую нишу между обычными автомобилями с грузопассажирскими кузовами относящимися к категории В и микроавтобусами, относящимися к категории D (класс M1).

История минивэнов

Первые однообъёмники

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/27/Alfa_40-60_HP_Aerodinamica.jpg/250px-Alfa_40-60_HP_Aerodinamica.jpg
Первый "однообъёмник" в мире — Alfa 40-60 HP Aerodinamica 1914 года

Первые попытки создания более рациональных с точки зрения компоновки и обтекаемости каплевидных автомобильных кузовов были предприняты еще перед Первой мировой войной, например, сохранившийся до наших дней "протооднообъёмник" Alfa 40-60 HP Aerodinamica 1914 года, затем на Западе интерес к данной теме снова возник в середине 30-х в связи с успехами аэродинамики в авиации. Первые отечественные ходовые образцы «моноспейсов» поехали с конца 40-х, например, НАМИ-013, созданный под руководством дизайнера Ю.А.Долматовского или революционный микроавтомобиль «Белка» созданный совместно НАМИ и Ирбицким мотоциклетным заводом. Подобные прототипы обычно были заднемоторными (двигатель за задней осью) и с посадкой водителя над передней осью, т.е. относились к вагонной компоновке. Пассажирский салон располагался точно по центру масс, что по мнению тогдашних конструкторов должно было улучшить развесовку и, соответственно управляемость на высоких скоростях. Вопрос улучшения функциональности еще не стоял на повестке дня.

Минивэн опередивший время

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/4d/MHV_fiat_multipla_600_01.jpg/250px-MHV_fiat_multipla_600_01.jpg
Fiat Multipla 600 1956 года опередил своё время на 20 лет

Наиболее известная серийная модель такого типа — Fiat Multipla созданная в 1956 г. на платформе массовой микролитражки Fiat 600. Благодаря вагонной компоновке в салоне удалось разместить три двухместных ряда сидений, т.е. при сохранении длины базового автомобиля увеличить вместимость на 50%, плюс разложенное среднее сиденье превращалось в спальное место, фактически позволяя эксплуатировать автомобиль как туристический. Однако, ужесточение норм безопасности не позволило далее развивать минивэн на основе вагонной компоновки, к тому же потребители еще не были готовы к восприятию столь оригинального автомобиля, поэтому уже в 1960-м выпуск Multipla был свёрнут. Таким образом, идея минивэна опередила своё время на два десятилетия. В 60-70-х предпринимались лишь отдельные попытки развития данного направления, фактически ограничивавшиеся концепт-карами на международных автосалонах. Параллельно немецкие и японские производители сделали популярными маломестные версии микроавтобусов вагонной компоновки, например, Volkswagen Transporter Type2 и Toyota Liteace.

Рождение современного минивэна

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/70/84-86_Plymouth_Voyager.jpg/250px-84-86_Plymouth_Voyager.jpg
Самый первый американский минивен Plimouth Voyager 1983 года

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a7/Espace_1.jpg/250px-Espace_1.jpg
Первый европейский минивен современного типа Renault Espace 1984 года (на фото фейслифтинговая модель 1988 года)

Следующий решительный шаг в направлении минивэна сделала французская аэрокосмическая фирма Matra, имевшая также автомобильное подразделение (входившее в состав концерна PSA), создавшее в 1980 году прототип однообъёмного автомобиля с пластиковым кузовом. Однако, он не заинтересовал руководство компании Peugeot-Citrоёn и после соответствующей доводки, проектом заинтересовался концерн Renault , представивший на Парижском автосалоне 1984 года переднеприводный 7-местный минивэн Renault Espace, ставший родоначальником всех современных европейских минивэнов. Успех минивэна был так велик, что его даже собирались выпускать по лицензии на заводах компании American Motors Corp. (AMC), а в первые десять лет после дебюта Espace оставался фактически монополистом в данном сегменте европейского рынка. По другую сторону океана идея минивэна получила ещё более серьезное развитие. В связи с резким ростом стоимости нефти, перед концернами Большой тройки встал вопрос о выпуске более экономичной альтернативы популярным семейным «стейшн вэгонам», т.е. полноразмерным универсалам с трехрядной планировкой салона. Причем, как правило, вход и выход с заднего ряда сидений обращенного против хода, было через заднюю поворотную дверь, что было не совсем удобно, особенно при перевозке детей и пожилых людей. К тому же расход топлива у таких заднеприводных автомобилей оснащённых прожорливыми многолитровыми двигателями был весьма велик (25-30 л/100 км). Первой проблему решила компания Chrysler, выпустившая в 1983 году на рынок выполненное на основе переднеприводной платформы Т115 семейство первых полноценных семейных минивэнов, включавшее три модели: Dodge Voyager, Plimouth Caravan и Chrysler Town&Country. Через год примеру Chrysler последовали конкуренты из GM, предложившие на рынок минивэны-близнецы Chevrolet Astro и GMC Safari, выполненные с более консервативной полукапотной заднеприводной компоновкой, а еще через полгода был представлен однообъёмник Ford Aerospace. Тогда же немецкие и японские производители попытались решить проблему «малой кровью», выбросив на рынок улучшенные по оснащению и более скоростные версии всё тех же 7-9-местных «вагонников», соответственно, Volkswagen Caravelle (T3), Toyota Model F / Toyo Ace и т.п. Эксперты отмечали, что хотя развесовка «вагонников» и стала лучше благодаря появлению более легких двигателей, а также вариантов с полноприводной трансмиссией, полукапотные и бескапотные минивэны всё же безопаснее и удобнее, так что в дальнейшем победила именно такая схема, а модели вагонной компоновки смогли удержаться лишь в сегменте микроавтобусов.

Фургон или минивэн

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/2a/Chevrolet-Astro-cargo.jpg/250px-Chevrolet-Astro-cargo.jpg
Развозной фургон Chevrolet Astro Cargo был создан именно на базе минивэна, а не наоборот

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c4/ModelJumpy.jpg/250px-ModelJumpy.jpg
Развозной фургон Citrоёn Jumpy построен на усиленной платформе (U64) минивэна Citrоёn Evasion

Бытующее мнение, что минивэны созданы на основе коммерческих развозных фургонов в корне не верно, так как они изначально разрабатывались на самостоятельных платформах и лишь в дальнейшем на базе пассажирских моделей создавались коммерческие версии, например, семейство коммерческих фургонов на усиленной платформе U64 Citrоёn Jumpy/ Fiat Scudo/ Peugeot Expert было создано в 1995 году на базе пассажирских минивэнов семейства U60 образца 1994 года (Citrоёn Evasion/ Fiat Ulysse/ Peugeot 806), а фургоны (Delivery Van) на базе, например, Chevrolet Astro/ GMC Safari выпущены лишь через два-три года после пассажирских версий.


А полный привод лучше

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/a/aa/LADA_2120M.jpg/250px-LADA_2120M.jpg
Первый российский минивэн ВАЗ-2120 «Надежда» (LADA 2120) — на снимке прототип с задним приводом

Постепенно на минивэнах получала распространение и полноприводная (интегральная) схема, например, Renault Espace получил полный привод в 1988 году. Однако, впоследствии полноприводные минивэны фактически слились с 7-местными полноразмерными кроссоверами (за исключением японского рынка). Характерно, что в России первый полноценный минивэн ВАЗ-2120 «Надежда» был создан именно на полноприводной платформе внедорожника ВАЗ-2131 «Нива».


Взлёт и падение американского минивэна

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/76/2008_Chrysler_Town_%26_Country_LX.jpg/250px-2008_Chrysler_Town_%26_Country_LX.jpg
Chrysler Town & Country LX 2008 года — возможно последний представитель «классических» американских минивэнов

Сенсационный успех минивэнов в Северной Америке привел популярные ранее «стейшн вэгоны» к полному краху – этот класс автомобилей фактически ушёл с рынка в начале 90-х. Но и сами минивэны, пережив в 80-90-е пик успеха (годовые продажи доходили до 2,5 млн.) в 2000-х начали уступать в популярности внедорожникам (SUV) и, тем более, кроссоверам, взявшим у минивэнов, экономичность и практичность, просторный трехрядный салон с трансформируемой планировкой и отличаясь в выгодную сторону более динамичным дизайном и возможностью выезда за пределы асфальтированных дорог. К 2008 году продажи минивэнов в Северной Америке сократились до уровня начала 80-х (менее 600 тыс.), когда данный класс автомобилей еще только выходил на рынок. Фактически в 2009 модельном году из американских брендов производство «классических» минивэнов сохранили лишь Chrysler и Dodge.

Компактвэн

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a2/Fiat_Multipla_front_20080825.jpg/250px-Fiat_Multipla_front_20080825.jpg
Первое поколение компактвэна Fiat Multipla 1998 года отличалось необычными пропорциями

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/68/Sc_Fo_1.jpg/250px-Sc_Fo_1.jpg
Современный компактвэн Renault Scenic II

В Европе класс полноразмерных минивэнов в конце 90-х был дополнен более экономичными и дешевыми моделями, т.н. компактвэнами на платформах легковых моделей класса С+, первенцами среди которых стали Renault Megan Scenic и Fiat Multipla. Такие модели можно отнести скорее к универсалам повышенной вместимости (УПВ).

Классификация минивэнов

На рынке существует большое разнообразие видов кузова типа минивэн, и не существует какой то общепринятой классификации минивэнов. Можно привести следующие способы классификации:

1 способ

    * компактвэн;
    * микровэн, или однообъемник;
    * мультивэн — минивэн, предназначенный для перевозки не только пассажиров, но и различных грузов. Примеры: Citrоёn Jumpy/Peugeot Expert Tepee, Hyundai H-1, Toyota Hiace EU

2 способ

    * большие — автомобили длиной более 4600 мм. Ранее были характерны для североамериканского рынка, но теперь их там практически вытеснили капотные и полукапотные (полутораобъёмные) кроссоверы подкласса MPV. Примеры американских полноразмерных «чистых» минивэнов: Chrysler Grand Voyager/Dodge Grand Caravan, Honda Odyssey, Toyota Sienna. Из европейских моделей в данный сегмент входят Citrоёn C8/Fiat Ulysse/Peugeot 807, Ford Galaxy/Volkswagen Sharan, Renault Espace/Renault Grand Espace;
    * компакт, или Compact MPV — автомобили с длиной кузова 4200-4600 мм. Популярны как в Европе, так и в Японии. В Северной Америке класс практически не представлен. Примеры: Renault Scénic/Renault Grand Scénic, Mazda 5;
    * мини — автомобили длиной до 4100 мм. Характерны для европейского и японского рынков. Примеры: Opel Meriva, Renault Modus, Nissan Cube;
    * микро — субкомпактные (длина до 3,4 м, ширина до 1,475 м, высота до 2 м) городские автомобили. Характерны для японского (т.н. микровэны класса Q), китайского и индийского (как правило, лицензионные копии устаревших японских моделей) рынков. Примеры: Daihatsu Atrai, Honda Acty, Suzuki Wagon R, Chery Riich II, Maruti Versa

Список современных моделей с кузовом компактвэн и минивэн

«Американские»

    * Chrysler Grand Voyager V
    * Dodge Grand Caravan V
    * Honda Odyssey III
    * Toyota Sienna II

«Европейские»

    * Citrоёn Xsara Piccasso
    * Citrоёn C4 Piccasso
    * Citrоёn Grand C4 Piccasso
    * Citrоёn C8
    * Citrоёn Jumpy II
    * Fiat Multipla II
    * Fiat Ulisse II
    * Fiat Scudo II
    * Ford C-MAX
    * Ford S-MAX
    * Ford Galaxy
    * Opel Zafira II
    * Peugeot 807
    * Peugeot Expert Tepee
    * Renault Espace IV
    * Renault Scénic II
    * Volkswagen Sharan

«Корейские»

    * Hyundai Matrix III
    * Hyundai Entourage
    * Kia Carens II
    * Kia Carnival II

«Китайские»

    * Buick GL8
    * Dongfeng Fengxing Joyear
    * Great Wall Cowry

«Российские»

    * ГАЗ-2217 «Соболь Баргузин»
    * ГАЗ-22177 «Соболь Баргузин 4х4»
    * Kia Carnival (сборка «Автотор»)

«Японские»

    * Honda Freed
    * Honda Step WGN
    * Honda Elysion
    * Mazda MPV
    * Mitsubishi Delica D:5
    * Mitsubishi Space Wagon
    * Mitsubishi Savrin
    * Mitsubishi Space Gear
    * Nissan Largo
    * Toyota Estima
    * Toyota Isis